По Ишиму и Тоболу

Выпуск 8
Друзья, продолжаем публикации интереснейших отрывков из книги С. Каронина (Николая Елпидифоровича Петропавловского)
«По Ишиму и Тоболу»
Выдержки из главы III «Очерки культуры».
Сегодняшний пост о том, как обрабатывали землю.
Небольшие огороды взрывают (от слова «рыть») железным заступом. Пахота производится паровозным плугом. Деревянныя части этого плуга обыкновенно грубо сделаны, иногда тяжелы без всякой пользы и неудобны. Еще не так давно бороны повсеместно были деревянныя, но теперь никто их не употребляет, имея возможность поставить железныя зубья. Жнут серпами, косят «литовкой». Овсы по большей части идут под косу. Молотят хлеб цепами и лошадями.
Редко у кого нет овина. Крестьяне позволяют себе пускать в обращение только овес сыромолотный. Большая часть других хлебов сушится перед молотьбой. Да и климат не дозволяет обходиться без овина.
Другия хозяйственныя принадлежности — телеги, коробки, сбруя и пр. могут только лишний раз засвидительствовать верность нашего вывода: ничего новаго, но все удобно и прочно, лучше, чем у русскаго мужика. Здесь невозможно встретить хомут без шлеи и телегу, которая ревет от недостатка дегтя. У большинства крестьян штук пять телег, столько же всякой сбруи, столько же саней. Точно также у большинства имеются показные — праздничныя телеги и сани; на этот случай держатся и росписная дуга, и колокольчики.
Единственный рабочий скот — это лошадь. Неистощимым конским заводом для здешних жителей служат табуны киргизов, пригоняемые из глубины степей на здешния многочисленныя ярмарки.
Но крестьяне в большинстве случаев употребляют помесь киргизской лошади с русской, как более пригодную. Лошадь, получившаяся от этого скрещивания, крайне вынослива, неутомима, хотя и лишена уже дикости и скакового бега чистой киргизской лошади.
Небольшое отличие может представить и та совокупность работ, которая составляет земледелие. Пахота земли производится с редкою тщательностью. Один знающий сельский хозяин говорил нам, что он нигде в России, в степных полосах, не встречал такой превосходной обработки земли под пашню, какую он увидел здесь — пахота отнимает много времени, требуя страшнаго напряжения сил. Весной, после посева, земля вспахивается в первый раз. Затем после сенокоса пашется во второй раз и, наконец, весной перед посевом она еще раз тщательно разрыхляется бороной. Вообще, два раза вспахать и три раза заборонить считается для всех обязательным правилом.
В некоторых местах Курганскаго округа вводится обычай на новых землях и залежах сначала сеять картофель, а потом уже хлеб. Делается это потому, что поле, засаженное картофелем, разрыхляется естественным образом. Но это нововведение входит туго и совершается без всякой системы.
В общих чертах мы показали теперь все, что характеризует степень культуры. Делая последний вывод, мы должны сказать, что жизнь сибирскаго крестьянина здешних мест не оправдывает надежд и ожиданий, которыя естественно являются при первом же вопросе: куда девались неизмиримыя степи и безконечные леса? Какое употребление сделано из окружавших его естественных богатств?
Прошли века с начала переселения сюда русскаго крестьянина. Он пользовался на новом месте сравнительною свободой; под его руками имелось все, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей, и мы видели, как он воспользовался таким положением: свято сохранив обычаи, он ничего не прибавил новаго, только количественно и качественно улучшив вынесенное из старой Руси. Тип его культурнаго развития неизменно остался тот же самый, но только степенью выше. Достоинства и недостатки, вынесенные из старой родины,— все он сохранил и все поднял на одну ступень выше.
#КаронинПоИшимуиТоболу
#УзнайоКурганеВсё
#ПоИшимуиТоболу