По Ишиму и Тоболу

Выпуск 14. Друзья, продолжаем публикации интереснейших отрывков из книги С. Каронина (Николая Елпидифоровича Петропавловского) «По Ишиму и Тоболу». Сегодня выдержки из повествования о самом крестьянине:

Прежде чем говорить о постоянном источнике жизни крестьянина этих мест, опишем типическаго представителя здешних крестьян, который своею жизнью покажет, чем живут массы здешняго крестьянства и как пополняют недостатки своего земледельческаго хозяйства.Семья состоит из отца, здороваго работника, зятя, жены его — дочери старика и двух малолеток. Зажиточность их средняя: пять лошадей, две коровы, полтора десятка овец, птица, дом из двух половин, да заимка-избушка. Обрабатывает семья около шести десятин разнаго хлеба. Зять прежде торговал разными пустяками, перекупая и вывозя на базар свой товар, но проторговался и теперь только изредка решается пересыпать из пустого в порожнее.

В прошлом году урожай былъ таков — высокий, как стена, хлеб не дозрел, убирался уже осенью, да и то еще зеленым, часть его осталась в поле, а мука из такого хлеба похожа была на истолченную траву по цвету и на солод по вкусу.

Но семья ела его ела до самой Пасхи. Часть, пудов сорок, была продана, дав возможность разделаться с податями. Но другия потребности нечем было удовлетворить. Семья по нескольку дней сидела без чая, редко употребляя мясо. К Рождеству продали корову да теленка и купили кое-что на праздник, а остальныя деньги разошлись по мелочам. После Рождества опять настало полное безденежье, из котораго неожиданно выручила рыба; на озере, образовавшемся из старицы Ишима, сделан был запор, но запор этот уже два года ничего не давал; «морды» ставились, но вынимались пустыми. Однажды, когда зять без всякой надежды поехал на озеро, рыбы набилось полныя морды, с пуд окуней и чебаков, всю её отвезли на базар. Иногда на базар свозились воз дров, воз сена или соломы, две кринки сметаны, но скоро эти продукты изсякли. Пробовали рубить сырые дрова, но работа тяжелая, а цена дровъ ничтожная.

В середине зимы семья получила хороший заработок от извоза, который неожиданно представился зятю — надо было свезти несколько пудовъ железа в Петропавловск. На вырученныя деньги зять купил муки и продал её в Ишиме, получив рублей десять барыша.

Но к Пасхе и мука стала выходить, приходилось покупать её. К Пасхе пришлось туго: семье надо было раздобыть хоть кирпич чаю, с полпуда мяса, но ни денег, ни сена, ни дров не было. Зятю пришла счастливая мысль поохотиться за зайцами; выкопал он въ лесу яму и через два дня поймал пять зайцев, которых тотчас сбылись на базаре; чай и мясо были куплены. После Пасхи зять поймал десятка три щук, но дела были плохи. Скоро надо было сеять яровые, а семян ни у кого не было — по деревням и в городе были только зеленыя зерна.

Семья решилась продать одну из лошадей; лошадь была продана, но всего за восемь рублей, по случаю крайней дешевизны на лошадей. Зять каждую субботу ездилъ в город, придумывая способъ добыть семян и только за несколько дней до посева ему пришла счастливая мысль: за продать вперед саженей пять дров, которых у него не было. Он пошел к одному знакомому в городе, соврал ему, что у него припасено 25 саженей, и предложил тому купить пять из них, с условием почти все деньги взять вперед. Городскому жителю выгодно было купить дрова за половинную цену, и он дал крестьянину восемь руб. После посева зятю удалось взять хорошую кладь, а на вырученныя от извоза деньги накупить соли и выгодно продать её.

Такова жизнь всех крестьян в годы с неудовлетворительным урожаем хлебов. Что касается бедных семей, то из них образуется контингент наемных рабочих: в каждом обществе есть крестьяне, бросающие свои хозяйства и нанимающиеся здесь же в деревне к зажиточным крестьянам.

Итак, теперь можно окончательно решить вопрос об источниках крестьянской жизни: промыслов и ремесл почти нет, да и главная масса населения в них не участвует. Случайных заработков много, и каждый крестьянин совмещает множество специальностей. Это большое подспорье, но не можетъ быть верным источником жизни. Остается скотоводство, лесопорубки и земледелие. Скотоводство более развито в Тюкалинском округе, но никогда здесь непрекращающияся эпизоотии в такой мере опустошают эту отрасль, что выгоды от стад кажутся еще более сомнительными. Что касается земледелия, то оно под влиянием неблагоприятных причин сокращается, внушая серьезные опасения . Главный источник благосостояния края начал если не изсякать, то засариваться, и на глазах крестьян начинается непонятный для них переворот в области всей их экономии; пошатнулись устои, на которых построено было их благосостояние. Хлеба зябнут и сохнут, озера пересыхают; леса тают, как дрова в зажженном костре. Вся природа, кажется, с гневом отвернулась от своих любимцев, отказавшись кормить их.

В последние годы у крестьян оставался единственный источник жизни — продажа дров, но, когда было введено лесничество, потребовавшее от крестьян лесопорубочных билетов и преследовавшее за самовольныя порубки, то по деревням началось страшное волнение: «Как нам жить? — спрашивали горячо крестьяне. — У нас дрова одно спасенье, что без них будем делать? Надо купить хлеба, а дров нельзя продать…». И величайшая тоска слышалась в этих словах.

Продолжение повествования читайте в следующем выпуске.
#КаронинПоИшимуиТоболу
#УзнайоКурганеВсё#ПоИшимуиТоболу #тицкурган