По Ишиму и Тоболу. Выпуск 12

Друзья, продолжаем публикации интереснейших отрывков из книги С. Каронина (Николая Елпидифоровича Петропавловского)
«По Ишиму и Тоболу»
Повествование из главы VI «Очерк обрабатывающей и добывающей промышленности».
Начало в предыдущем посте (11-м), где речь шла о производстве железных и стальных предметов.
Из прежних страниц уже видно было для читателя, какия здесь установились отношения между природой и человеком: брать лишь то, что она давала, не употребляя в дело того, что называется искусством.
Точно такия же отношения установились и между производимым сырьем, и трудом человека.
…Совсем в ином положении находятся те производства, которыя вызваны местною потребностью, оригинальны по своему характеру и избавлены отъ необходимости конкурировать с более развитою русскою промышленностью. Общая черта их состоит в том, что они пользуются местным сырьем и не поставлены в необходимость выписывать его издалека.
Примером нам послужит для иллюстрации этих положений пимокатство. Общее количество пимокатов так велико, что значение этого дела для всех трех округов неоспоримо.
Пимы или валенки самая распространенная в Сибири обувь, и любовь к пимам сибиряков нельзя назвать неосновательной. Пимы — дешевая, здоровая, прочная обувь. Никакая другая обувь не была бы так выгодна и так подходящая к здешнему климату, как пимы. В иные дни жестоких морозов ничто не могло бы спасти ноги от холода, а пимы удовлетворительно исполняют свое назначение; они теплы, легки и дешевы.
Пимокату-кустарю незачем обращаться к посреднику для покупки шерсти; шерсть он дешево закупает сам в наиболее благоприятное время. Затем, при сбыте своих изделий, он не обращается также к посреднику-торговцу, а продает свой товар непосредственно потребителю; если же иногда и сбывает его целым возом скупщику, то берет выгодную для себя цену, потому что не находится ни в какой зависимости от скупщика.
Пользуясь всеми этими выгодами, пимокат-крестьянин работает только тогда, когда свободен от земледельческих работ, вследствие чего хозяйство его улучшается. Вообще пимокаты-крестьяне живут зажиточно. Несомненно, что выбранное ими ремесло очень выгодно.
Жаль только, что технические приемы здешних пимокатов крайне несовершенны. Шерсть бьют традиционною тетивой, катают ее больше всего силою мускулов. и их однообразны — одни пимы; другие предметы этого рода: валяныя калоши чесаныя валенки, ботинки и туфли — ничего этого они не умеют делать. При известном усовершенствовании своего дела, они могли бы сбывать свои изделия и в Россию, находясь в более выгодном положении, чем производители валяных вещей в России. Несмотря на разнообразие и наружную чистоту валяных изделий России, они уступают в прочности и доброкачественности сибирским, да притом же чуть не вдвое дороже последних.
Приведем в пример одно производство, которое стало здесь развиваться недавно, но которое может иметь хорошее будущее при известных условиях — добывание крахмала из картофеля. Когда в Курганском округе начали устраиваться паточные заводы, окрестные жители принялись засевать большия поля картофелем. Но, иногда, за удовлетворением нужд заводов, оставались излишки в картофеле. Тогда-то кое-где и стала развиваться выработка картофельной муки.
Производство это по большей части находится в руках женщин, которыя на досуге делают крахмал, но без малейшаго знакомства с техническими приемами, по способам первобытным и не выгодным. Картофель измельчается на простой терке или толчется в ступе, затем масса отстаивается в воде; когда на дне образуется слой крахмала, воду сливают, а крахмал сушат на печке. Да и мука не подвергается ни малейшей очистке, потому что способы очистки крахмала не извѣстны производителям.
Тем не менее, эта местная картофельная мука хорошо разбирается, потому что вдвое, а иногда втрое дешевле привозной. Производство, несомненно, могло бы быть. прочным и выгодным. Обилие и дешевизна сырого материала — картофеля, работа на досуге, обеспеченный сбыт, — все это сильно могло бы развить крахмалозаводство, если бы между его производителями были распространены какия-нибудь техническия знания. Теперь же выделка крахмала производится в мизерных размерах; исключителен тот случай, когда женщина вырабатывает за зиму пуд муки, продавая фунт за двенадцать копеек. Чаще же всего одна работница не в состоянии выделать более 15 фун. за зиму и не может продать дороже восьми коп. Так что, если мы и говорим об этом производстве, то не с целью описать то, что есть, а с намерением показать то, что могло бы быть.
Это относится ко всем остальным кустарным ремеслам здешних мест: их нет, но они могли бы быть. Так, выделка кож могла бы дать выгодный заработок для сотен народа, в особенности в Тюкалинском округе, богатом скотом. Там и теперь есть несколько десятков заведений кожевенных, но все это заводы, принадлежащие городским жителям и поддерживающиеся наемным трудом, кроме того, кожи делаются там самаго низшаго достоинства и продаются чуть не за треть цены казанских кож. Между тем, из всех трех округов ежегодно в Россию отправляются миллионы кож в необделанном виде.
Мы не упоминаем о том, что здесь широко могли бы быть поставлены салотопенные, мыловаренные и свечные заводы, тогда как в настоящее время ихъ или вовсе не существует (мыловаренных и свечных), или они влачат жалкое существование, выделывая продукт плохой и недобросовестно,— не упоминаем, потому что все эти производства требуют некоторых машинных приспособлений.
В итоге, что же остается от поисков кустарной промышленности во всех трех округах? Одни пимы. Как ни печален этот результат, но мы должны согласиться с ним и перейти к описанию собственно промыслов.
Продолжение повествования читайте в следующем, 13-м выпуске.
#КаронинПоИшимуиТоболу
#УзнайоКурганеВсё#ПоИшимуиТоболу