Выпуск 10
Друзья, продолжаем публикации интереснейших отрывков из книги С. Каронина (Николая Елпидифоровича Петропавловского)
«По Ишиму и Тоболу»
Выдержки из главы V «Очерк отношений крестьян к земле».
(Начало в предыдущем выпуске)
Надо сознаться, что нужда в деньгах у крестьян огромная, в виду почтенной цифры всякаго рода повинностей, и эту цифру вместе с нуждами семьи нельзя покрыть одною продажей собственнаго хлеба. В урожайные годы, когда собственно только и могут крестьяне продавать свой хлеб, цена последняго, вследствие отсутствия сбыта, падает до баснословнаго minimum’а, а в годы неурожайные поднимается, вследствие отсутствия привоза, до баснословнаго maximum ‘а. И убеждение, что одною землей нельзя прожить, ведет к сокращению запашек.
В большинстве курганских волостей факт сокращения запашек и пустования земель не настолько еще сделался рельефным. В Курганском округе крестьяне еле сводят концы с концами одним земледелием, и при первой возможности готовы променять свое вековое занятие на барышничество. В базарные дни, с утра и до окончания торговли, вы можете встретить множество крестьян, которые покупают муку и на следующий базар продают ее. Часто из пятидесяти возов, привезенных на базары только какой-нибудь десяток принадлежит продавцам своего продукта; остальные воза с перекупным хлебом. Покупая целым возом пуд муки, положим, по 1 р. 15 к., он продает его в розницу по 1 р. 16 к. На языке самих крестьян это называется — «пересыпать из пустого в порожнее».
Если проследить за одним из этих крестьян в его деревне, то окажется вот что: надо этого крестьянина равняется десятинам пятидесяти, но он обрабатывает только одну десятину ярового и две десятины озимаго хлеба. Естъ он свой хлеб, но не в состоянии ни одной горсти пустить на продажу, иначе потом самому придется покупать. Для удовлетворения же других потребностей (подати, семена, чай) он ездит каждый базар в город за двадцать верст и здесь, на площади, выручает самое большее полтинник в неделю.
Жители, засевавшие в первые годы по двадцати десятин, теперь запахивают по семи-восьми. Чем же они занимаются? Торговлей или извозом, а чаще всего тем и другим вместе. Богатые являются скупщиками деревенских продуктов; средние круглый год возят кладя, меряя тысячеверстныя пространства; едут в Ирбит, в Кресты, в Омск, Томск и пр. Земля для таких составляет лишь подспорье.
Вообще мы должны сказать, что торговля вошла в плот и кров здешняго крестьянина, — не сбыт своих земледельческих продуктов и произведений своего труда, а именно торговля в полном значении этого слова, т. е. покупка и продажа. Склонность к торговле здешняго жителя, кажется, непреодолимая.
Теперь поговорим о продаже земли. Если бы читателю Европейской России сказать, что мужики каждую весну ищут арендаторов своей земли, то он не поверил бы этому парадоксу, но если бы ему сказать, что многие крестьяне отдают землю за полтинник десятину на 10 лет, то он считал бы себя вправе предположить, что над ним потешаются. Между тех, все это действительные, безспорные факты из жизни сибирскаго крестьянина описываемых мест. Констатировать эти факты относительно Курганскаго и Тюкалинскаго округов мы не смогли; все наши сведения об этом предмете касаются исключительно только Ишимскаго округа.
Ежегодно, особенно весной, можно встретить, без особенных усилий, крестьян ближних и дальних деревень, которые предлагают городским жителям купить у них земли (слова купить и продать землю означают взять и отдать на аренду, на известное число лет).
Но спрос ниже предложения, поэтому арендная плата крайне ничтожна. Крестьянин рад, если ему удастся сдать землю по рублю за десятину ла 10 лет. «Да еще никто и не возьмет!» — говорили мне знакомые крестьяне, и говорили чистую правду. Земля здесь никому не нужна и считается самым невыгодным предметом приложения труда.
В знакомой мне деревне один отдал городскому жителю большую часть своего участка, заключавшаго пахотныя, сенокосныя и выгонныя земли, всего десятин сорок. Сдана земля на два года. В течение года покупщик, поселившийся в деревне со всем своим хозяйством, произвел такой переворот, что крестьяне и опомниться не могли. Приехав в деревню, жадную к деньгам, он понемногу скупил множество всякаго рода имущества. Пользуясь нуждой, купил дом у хозяина земли; скупил всех его овец, а потом набрал и со всей деревни овец; набрав овец целое стадо в триста голов, он принялся за коров и т. д. Когда стада его сделались громадны, он стал нуждаться в большом выгоне. Здесь крестьяне хотели его прижать, но почему-то не прижали, а сдали ему весь свой выгон в неограниченное пользование за ничтожную плату. Теперь стоит только этому городскому жителю пожелать остаться в деревне надолго, для чего возобновить аренду, то вся деревня будет, если не куплена им со всеми жителями ея, то, во всяком случае, закабалена на вечныя времена.
Таким образом, в деревню вторгается чуждый ей элемент купцов, мещан, писарей, лиц духовнаго звания, которые считают себя вне власти деревенскаго мира.
Говоря вообще о сдаче земли, мы можем спросить, вмешивается-ли в это дело мир? По большей части нет. Отдавая свою землю на аренду, крестьянин не спрашивает разрешения общества, да и общество не вмешивается, и когда среди деревни является новый владелец известнаго участка — кто никого не удивляет.
Сводя в одну сумму перечисленные факты, мы получим следующее. В то время, как русский крестьянин жаждет земли, крестьянин здешний равнодушно смотрит на нее.
Этому факту способствует еще и истребление лесов, и изменения климата с одной стороны, и нахлебническая культура — с другой. За такими естественными бедствиями явилось и сокращение запашек. А после сокращения крестьянину в следующие годы уже невозможно стало возвратиться к прежним размерам; стало меньше хлеба, меньше скота, меньше всех продуктов, которые доставляли ему средства. И чем дальше шло это сокращение, тем меньше оставалось у крестьянина земледельческой силы. А, между тем, расходы сибирскаго крестьянина, пожалуй, больше расходов русскаго. Где достать средств для погашения их? Вот и выходит, что эти крестьяне, принужденные жить одною землей, всегда крайне бедствуют.
#КаронинПоИшимуиТоболу
#УзнайоКурганеВсё#ПоИшимуиТоболу