По Ишиму и Тоболу

Выпуск 6
Друзья, продолжаем публикации интереснейших отрывков из книги С. Каронина (Николая Елпидифоровича Петропавловского)
«По Ишиму и Тоболу»

Сегодня в рубрике выдержки из главы III «Очерки культуры».
Для удобства и во избежание недоразумений, определим «культуру» в смысле материальнаго благосостояния и уменья пользоваться этим благосостоянием для всесторонняго человеческаго развития.
Переселившись в новую страну, крестьяне нашли в ней неизмеримый простор и огромныя естественныя богатства, не тронутыя человеческою рукой. Ничего не было запретнаго для поселенца. Для постройки дома он вырубал лучшия деревья леса; в пищу мог употреблять отборный хлеб и неограниченное количество мяса; для производства одежды обладал также неограниченным количеством шерсти, льну, пеньки.
Но зато произведения заводской и фабричной промышленности были недоступны для крестьян; во всей стране не было даже попыток в этом роде; города долгое время походили на деревни. Крестьяне поневоле должны были изворачиваться сами, удовлетворяя все свои потребности собственными измышлениями. Когда надо было приобрести дугу, они искали в лесу подходящей коряги, когда изнашивалась обувь, они шили себе бродни — сапоги, похожие на мешки из кожи. Часто ни за какую цену нельзя было достать косы, а бороны нередко делались с деревянными зубьями.
Крестьяне долгое время сами ткали из льна и шерсти одежду для себя, строили дома, заменяя стекла требушиной, сколачивали, как умели, телеги, бороны, колеса, плуги и т. п. Эта печать собственнаго измышления лежит на всех вещах сибиряка. Предоставленная исключительно самой себе, мысль крестьянина, тем не менее, все-таки изобретала в области материальных улучшений. Это в особенности относится к пище. В то время, как русская баба, не жившая нигде в городе, является положительно безпомощною сделать сколько-нибудь человеческий обед, сибирячка знает множество поварских секретов чисто крестьянскаго произведения. Обставленная большими средствами в выборе сырых материалов, служащих пищей, она выучилась лучше печь хлеб, варить и жарить мясо и приготовлять молочные продукты. Затем явилась уже и прямая изобретательность, как следствие обезпечения первых потребностей и большаго досуг. В сибирской деревне умеют сделать множество видов печенья, хорошо обращаются с соленьем и знают, как некоторыя вещи приготовлять в прок. Иногда сибирския кушанья поражают невероятными комбинациями; пироги с репой, редька со сметаной, сладкое сусло с хреном, чай с луком — вообще нечто невообразимое и непонятное. Но если мы не потеряем из виду сказанную выше отчужденность от всего мира сибирскаго крестьянина, то для нас все объяснится.
Выберем среднюю крестьянскую семью средней зажиточности, притом в деревне, удаленной от посторонних, не сибирских влияний, и посмотрим, как она питается.
Знакомое нам семейство состоит из мужа и жены, сына-работника и двух подростков-девочек. Обрабатываетъ она от шести до десяти десятин земли в год. Имеет 4 лошади, три коровы, с десяток овец, пару свиней и птицу — кур и гусей.
Утром она завтракает молоком, сыром, сметаной с хлебом, запивая все кто кирпичным чаем без сахару. Чай пьется в неограниченном количестве, но сахар подается только гостям или в праздники. Такой завтрак совершается два раза в день, утром рано и часов в десять. На обед подается суп из мяса с мукой или мясныя щи. Второе блюдо состоит из жаренаго в масле картофеля. Вечером закусывают чаем с хлебом. На ужин остатки обеда и опять молоко, сыр, сметана с хлебом, — все это опять запивается чаем.
Главное содержание пищи — чай, мясо, молоко, творог, сметана, хлеб, картофель; это круглый год, изо дня в день, готовится. Чай вошел в такое употребление, что самый бедный крестьянин пьет его целый год, даже тогда, когда у него больше ничего нет. Мясо составляет всеобщую потребность. Зимой крестьяне нередко покупают его в городе, но самое распространенное мясо — это сушеное или вяленое, приготовляемое самими крестьянами; оно держится у них круглый год, так что все лето они его употребляют. У моего семейства потребляется его до 15 пудов в год, кроме того, еще две три свиныя туши, несколько десятков птицы и сушеная рыба. В посты семейство ест грибы сушеные и соленые, капусту, картофель, рыбу. В общем, питание крестьян обильно по количеству, разнообразно и хорошо по качеству.
Что касается водки, то о ней мы должны сказать, может быть, к огорчению тех людей, которые уверены в природной склонности русскаго мужика к безшабашному пьянству, что потребление ея здесь больше, и все-таки пьянства нет между крестьянами. Зажиточные крестьяне держать водку в доме круглый год для себя, для гостей и для всякаго другого случая; перед страдой покупают водку целыми бочонками в два-три ведра — это для угощения помочи. К праздникам все поголовно запасаются водкой. И все-таки пьянства по деревням здесь нет. Крестьянин здешних мест не пропьет шапку, не снимет ради водки панталон и не стащит у жены сарафана; водку он покупает тогда, когда ему есть на что купить, и пьет столько, сколько может, но хозяйство его не терпит от этого никакого убытка. Потому что у них нет болезни пьянства. Даже прогуляв несколько дней, онъ встает здоровым, работящим, умным. Пьет он не затем, чтобы загасить болезненную страсть, а ради удовольствия и всегда остается душевно трезвым и умеренным.
Об одежде можно сказать немного. Здешний крестьянин перенял кое-что от киргизов. Поставленные в необходимость прясть и ткать самолично, они часто не имели ни времени, ни уменья сделать себе одежду, а под руками были дешевые киргизские халаты из верблюжьей ткани: легкие, необыкновенно прочные и непромокаемые и русские усвоили эту одежду. Если летом здешний крестьянин одевается хорошо, то зимой тепло. Теплые кафтаны и шубы у всякаго есть. В холодные зимние дни крестьяне носят две шубы — одну короткую внизу, другую на верху; последняя в форме дохи, т. е. выворочена мехом вверх. Такая же шапка, рукавицы шерстью вверх, также иногда надеваются сапоги мохнатые. Сибирския пимы (валенки) не менее распространены; их носит старый и малый, мужчины и женщины, деревенский и городской житель. Трудно сказать, есть-ли какая-нибудь вещь из одежды, которая впервые здесь произведена была; за исключением разве половиков из коровьей шерсти, да, может быть, нескольких мелочей, нет ничего, что явилось бы непосредственным крестьянским творчеством.
#КаронинПоИшимуиТоболу
#УзнайоКурганеВсё#ПоИшимуиТоболу