По Ишиму и Тоболу


Выпуск 5
Друзья, продолжаем публикации интереснейших отрывков из книги С. Каронина (Николая Елпидифоровича Петропавловского)
«По Ишиму и Тоболу»

Сегодня предлагаем вам к прочтению выдержки из главы III «Очерки культуры» о резкой разнице между сибиряком и русским: изменился не сибиряк, а русский; сибирский крестьянин есть чистый тип русскаго человека Московскаго периода.
Есть в Самарской губернии один угол (в Бузулукском уезде, населенный сибиряками в количестве нескольких больших сел, которыя расположились на протяжении более чем на пятьдесят верст в диаметре. Переселились они из Челябинскаго уезда в 20-х годах нашего столетия по причине образования одной из казачьих линий в Оренбургской губернии, и им было предложено или выселиться, или перейти в казаки; они выбрали первое и ушли огромною массой, в несколько тысяч душ, в Самарскую губернию, в то время еще пустую. Впоследствии рядом с их деревнями стали основываться другие поселенцы из внутренних губерний, но сибиряки не сливались с ними; склад их жизни был настолько отличный от обычаев русских крестьян, что они продолжали жить особняком, не допуская в свою среду русских крестьян; отношения между ними были если не враждебныя, то во всяком случае брезгливыя. Со стороны сибиряков считалось позором вступать в брак с женщиной русских крестьян; сибиряки презирали русских за их нечистоту, за их костюм, за их язык. В свою очередь, русские крестьяне, признавая безспорно превосходство сибиряков в домашней жизни, злобно называли их колдыками, (от слова «колды», вместо «когда»), неумеющими говорить настоящим русским языком. Это продолжалось до 70-х годов, когда пишущий эти строки потерял из виду этот угол, но несомненно продолжается и до настоящаго времени.
Мы разсказали об этом с целью констатировать несомненно существующее различие между «российскими» и сибиряками. Да и странно было бы, если бы эти два класса крестьян, прожив почти в полном разъединении несколько сот лет, сохранили одинаковый тип. Находясь под влиянием различных условий, они в своем развитии пошли по различным дорогам, образовав два различные типа людей.
Но отклонились от общаго типа не сибиряки, а русские, или, по крайней мере, сибиряки меньше, нежели русские, подверглись изменению. Поселившись въ Сибири, они долгое время жили отделенными от всего мира; их сношения с русским миром были случайны; они помнили всё, что принесли с собой из Руси, но ничего новаго не могли прибавлять. Там, где масса инородцев была плотная, они много переняли от дикарей, но там, где туземное население не было многочисленно и не охватывало кольцом русское население, последнее не подвергалось влиянию даже и со стороны дикарей.
Именно так дело стояло в описываемой стране. Киргизы, с которыми долго пришлось бороться крестьянам, не могли оказать заметнаго влияния на них; крестьяне перенимали от своих диких врагов некоторыя вещи: одежду, утварь и прочее, в чем видели пользу, но не скрещивались с ними, не ассимилировались.
Таким образом, сохранив в неизменной целости русский тип, вынесенный ими из прежней родины, они в то же время не подверглись влиянию и со стороны туземных обитателей новой родины. И если бы кто вздумал искать чистый русский тип Московскаго периода нашей истории, то наиболее чистый он нашел бы, вероятно, в южной половине Тобольской губернии, среди Ишимской степи.

#КаронинПоИшимуиТоболу
#УзнайоКурганеВсё#ПоИшимуиТоболу