В ремонтно-строительном цехе курганского автобусного завода шло заседание товарищеского суда. Председатель сообщил:
— Нормировщик Исаев недопустимо ведёт себя в быту: систематически пьёт, устраивает дебоши. Товарищи, горько сознавать, что человеку, попирающему советскую мораль, доверено нормировать труд рабочих.
Исаев пытается вставить несколько бессвязных оправданий.
Реплики выступающих:
— После каждой получки устраивались попойки не только вне завода, но и в цехе. Исаев вымогал у рабочих деньги. Под его разлагающее влияние попал пилорамщик Ревякин. Чтобы расположить к себе собутыльника, Исаев нормирует труд Ревякину так, что тот зарабатывает в среднем по 180 рублей. И это в то время, когда пилорама загружена всего на 30-40 %! А у рабочих, не потакающих нормировщику, заработок упал до 50-60 рублей.
— Тем, кто пытается критиковать его, Исаев грозит расправой. После того, как на него появилась карикатура в заводской стенгазете, он пообещал члену редколлегии т. Чередниченко «свернуть шею».
— К человеку с подобной моралью нельзя быть снисходительным…

Эта ситуация была описана на страницах газеты «Советское Зауралье» от 1 марта 1961 года. Как вы думаете, чем закончился товарищеский суд?

Согласно Положению, вышедшему с изменениями 1 октября 1985 г., товарищеские суды СССР были призваны «содействовать воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развития у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей». Заседание товарищеского суда в ремонтно-строительном цехе курганского автобусного завода в феврале 1961 г. закончилось довольно предсказуемо: «Исаев был взят на поруки мастером Грибовым».